И.Хейзинг - Человек играющийю часть 2
Любой проект для архитектора— это конкурс. Даже если речь не идет о реальном конкурсе, а просто о строительстве очередного здания. Его ведь надо построить, потом отснять, потом опубликовать. Тогда архитектор получит новые заказы. В этой игре, очень важна роль медиа. Суть. конкурса, — B том, чтобы сделать что-то свое; уникальное. Во-вторых, проект должен быть убедительный, легко объяснимый. Надо убеждать очень простыми вещами — ну, например, светом. В проект надо включить максимальное количество правил, которые можно использовать как аргументы. Самое. важное — придумать яркую идею. 'Вот, например, у Жана Нувеля* в здании фонда Картье есп такая идея: стиль хай-тек использован им нетривиально, по-новому. Обычная тема хай-тека — воспевание высоких технологий; Так — у Фостерал, для него высокие технологии — фетиш. А у Нувеля стеклянный прозрачный экран отражает деревья, а сквозь. него видны солнце и Облака. Стекло, уподобляясь воде, становится как бы одним из элементов природы. Так, используя хай-тек как средство, Нувель достигает красоты естественного света.
Но самая сильная идея не должна быть формальной. Нельзя делать форму только потому, по она мне нравится, у нее должны быть аргументы. Сейчас архитектор желания заказчика воспринимает как данность. Это правила, внутри которых он пытается решить задачу. Чем жестче правила; тем интереснее. Вот группа MVDRV построила дом для престарелых в Амстердаме. Это хороший пример сочетания свободы и ограничений. По нормам застройки данного рай.— она на данном участке получался дом только на 87 квартир, А нужно было 100. Куда девать остальные 13? И эти 13 квартир буквально подвесили в воздухе на консолях. Хотя внутри квартиры абсолютно одинаковые, каждая из них получила свой образ, потому что архитекторы варьировали расположение окон, материалы и размеры балконов. Традиционный архитектор поставил бы одинаковые окна во всех квартирах. Но архитекторы MVDRV, не нарушая максимальных и минимальных размеров, которые по закону обеспечивают комфорт, сделали в каждой квартире разнообразные окна. Они играли. внутри этих правил. В результате спартанский дом (типа русской хрущевки) стал интересным и необычным..И из бюджета не вышли.
Для игры нужны условия. Почему в 70-х годах все хотели жить в новых. районах на окраине города, а сегодня хотят жить в центре? Откуда такое колоссальное изменение коллективной психологии? Казалось бы, в новых районах удобные квартиры, хорошая экология, инфраструктура. Но в центре жить интереснее, больше возможностей для игры. Значит, потребность в игре возросла, Это напрямую, связано с обеспеченностью и стабильностью. Люди могут играть, потому что у них есть свобода.
Тематические статьи