Окна, стены, цвет...
Воспитанники петербургской академи художеств не ошибаются в цвете и рисунке. Петербургская квартира, сделанная архитекторами Алексеем Левчуком и Александром Романчуком, помещается в старом доходном доме начала прошлого века, скромном, с приметами стиля модерн.
Квартира занимает угловую часть дома. Большая часть пространства с выходом на угловой балкон отдана гостиной-столовой. За терракотовой панелью слева — закуток кабинета, за зеленой панелью справа — спаленка, которая почти полностью занята кроватью-подиумом. Полуоткрытая кухня в центре представляет собой выразительную архитектурную инсталляцию, впрочем, функциональную. В пилоне, который выглядит самостоятельным архитектурным элементом, прячутся холодильник и полки.
Зеленые плоскости образуют ряд эффектных кулис.
Формально это архитектура модернистская. Тектоника соответствующая: белый пилон на пол не опирается, до потолка не достает, то есть как бы висит в воздухе. Плоскости и объели свободно сопрягаются друг с другом. шх членения никакими классическими законами не обусловлены, а зависят исключительно от воли автора. Вроде это авангардный арт-жест.
Однако впечатление от квартиры что-то чересчур гуманистическое. Левчук и Романчук какие-то неправильные модернисты, с очень классической закваской. Петербургская Академия художеств чувствуется на каждом шагу.
Во-первых, в сочетании цветов. Оттенки зеленого и красного выбраны безошибочно и искусно сопоставлены в пространстве. Их сочетание даже физиологически приятно, настолько оно гармонично. Как в классической живописи.
Белый пилон в гостиной не только архитектурный элемент. Он скрывает в себе холодильник и кухонные полки. Отверстие в терракотовой панели — для будущей печки-буржуйки . .
Во-вторых, архитекторы, хотя и начинили интерьер модернистской начинкой, бережно обошлись со старой «оболочкой». Когда в помещении площадью 25 кв. м целых четыре окна и еще балконная дверь, в этом есть благородная избыточность старых квартир, непонятная модернизму. Модернист сделает либо окно во всю стену, либо маленькое. Но в любом случае одно. Много отверстий для одной комнаты он делать не будет — нерационально.
Старым же домам частый ритм окон придает, как заметил один человек, сладкий жилой вид и пошлый человеческий масштаб. Если бы питерские архитекторы были убежденными модернистами, они бы скрыли старые окна, как автор парижской белой квартиры. Они, наоборот, их подчеркнули нишами.
Над окнами вырезаны ниши, чтобы окна не упирались в подвесной потолок.
Тематические статьи