Зооморфная архитектура
Все сходят с ума по зооморфной архитектуре. Прославленные мэтры строят здания для крупнейших компаний в виде яиц, морских губок и птичьих крыльев.
В прошлом году прошла выставка «Зооморфика» в Музее Виктории и Альберта, потом вышла книга Х. Алдерси-Уильямса «Зооморфика». Новая анималистическая архитектура». В чем причина такого интереса к животным, которому, кстати, иного тысяч лет? Очевидно, в том, что животное не человек. Оно другое, непонятное и таинственное. Египтяне животных обожествляли, своим богам приставляли птичьи и бычьи головы, строили сфинксов. Образованные и просвещенные греки животных в архитектуру не пускали, только в мифологию. Их рациональная архитектура отражает исключительно человеческое сознание. Человек средних веков создал свой бестиарий, перемешав реальных зверей и фантастических. Но в архитектуре место ему нашлось только в капителях готических соборов (там сидят всякие горгульи и прочие твари). Потом долго был период Ренессанса, неоклассицизма XVII — ХУШ веков и историзма ХК когда в архитектуре присутствовал только человек, светлая и рациональная часть его сознания. На рубеже ХХ века в зданиях стиля ар нуво по фасадам поползли растения, отчасти возродился средневековый бестиарий, и эти природные формы стали разрушать рациональное устройство архитектуры. Лишь в 60е годы прошлого века вновь заинтересовались бионикой, а через несколько десятилетий стали появляться здания в форме рыб (DZ-bank в Берлине, Ф. Гери (F. Gehry), 2001), птиц (офис BMW в Мюнхене, группа Coop Himmelbtau, 2005), жуков (залы Парка иузыки в Риме, Р. Пьяно (R. Piano), 2002). Теперь этот интерес отбрасывающий нас к мифологическим древним временам, тесно сплетен с массовой культурой (сегодня животные — это годзиллы киноиндустрии) и с техникой (чтобы построить «зверя», требуются недюжинные технологии).
Тематические статьи