Ковка - от ворот до столиков и стульев, ламп и элементов декора
Один и тот же архитектор в похожих планировках дома создал два абсолютно разных пространств. До реконструкции они были похожи, как близнецы-братья. Один интерьер дома Патрис Руа сделал по заказу известного писателя, другой — для близких друзей.
Патрис Руа — архитектор, который не знает пауз. У него есть редкая для людей этой профессии возможность самому выбирать себе заказчиков. Его страсть — старинные дома, а цель — сохранить или реставрировать максимум старого, сделав идеально подходящее для современной жизни жилье. Как большинство творческих натур, Руа отдает предпочтение кварталу Маре. Многие из его клиентов живут в этом старинном, когда-то аристократическом, а теперь богатом богемном районе Парижа. Прохаживаясь по Маре, Руа любит показывать дома, в которых живут его заказчики, давно ставшие друзьями.
История одного из домов — целый роман. Построен он был перед самой революцией, в 1780 году, как доходный дом на месте бывших владений тамплиеров. После революции весь квартал пришел в запустение, и в доме была устроена цементная мастерская. Снова жилым он стал только в середине ХХ века.
Больше всего архитектора поразило, что здание великолепно сохранилось. В доме все «родное»: балки, паркет, камины, рамы... Патрис до сих пор не может понять, как при цементной пыли и тяжелых станках паркет остался почти в идеальном состоянии: не прогнулись балки, не рухнули межэтажные перекрытия. Единственным новшеством нового столетия стал тесный лифт, который сумели втиснуть в лестничный пролет. В этом доме Патрис Руа сделал сразу два интерьера. Так возникли два совершенно разных пространства — и по стилю, и по планировке.
Предназначены они для совершенно разных людей. На втором этаже живет писатель, который много путешествует, работает по ночам, часто принимает гостей и любит вещи: ходит по антикварным салонам, привозит сувениры из своих многочисленных путешествий. Интерьер предстояло разделить на две самостоятельные зоны — для работы и для приемов. В другой квартире постоянно живет супружеская пара; и муж, и жена имеют отношение к искусству. Они стараются свести количество вещей к минимуму и полностью разделяют мнение Руа: «Картина должна висеть на стене, если только смотришь на нее ежедневно, а если не замечаешь, ее лучше убрать, она становится мусором для глаз». В этом доме нет ни одного лишнего предмета. Вещи исключительно антикварные, но атмосфера вполне современная: никакого нафталинового духа. Особую роль играет свет; главный архитектурный элемент окна. Они определили все, ради них Патрис сохранил целостность пространства. Оно получилось графичным, монохромным, как в самых изысканных замках Франции эпохи Возрождения.
Патрис Руа предупреждает, что абстрактные советы давать не умеет: лечить, не видя больного, не позволит себе ни один серьезный врач. До начала работы над проектом Патрис проводит с заказчиком много часов, его клиентам приходится работать не меньше, чем самому архитектору, пытаясь сформулировать свои пожелания. Патрис убежден, что его задача — понять личность своего клиента, сделать дом его «вторым я». И эти две квартиры служат тому подтверждением.
Объявите обо всех своих желаниях
Даже нереализуемых. Это мой главный совет любому, кто обращается к архитектору или декоратору, Где должна быть кухня? Там будут только готовить или она станет самостоятельной комнатой? Нужна ли темная комната или для вас предпочтительнее поставить в комнатах шкафы? Задача архитектора — понять личность своего клиента. До начала работы над проектом мне приходится провести с заказчиком много часов, стать его тенью. Изучить его привычки, характер, отношения в семье. Меня интересует, например, как часто дом посещают гости, чем занимается человек на работе и даже то, сколько раз он встает ночью.
Отношения человека с вещами — едва ли не самый важный момент, который нужно учитывать архитектору. Одни, как хозяин первой квартиры, писатель, любят привозить из разных стран некрупную мебель и безделушки. К тому же постоянно что-то прикупают у антикваров, до бесконечности заполняя дом новыми предметами. В подобных случаях пространство квартиры надо решать так, чтобы после окончания работ всегда оставалось место для множества новых приобретений и они не испортили бы главного замысла и стиля. Хозяева второго интерьера, напротив, полностью солидарны со мной: количество вещей нужно свести к минимуму.
Планировка в обоих случаях разная, она обусловлена образом жизни заказчиков. В первом случае квартира разделена на две зоны: жилую и для приема гостей. Современная сделана по типу лофта, с открытой кухней и практически не отгороженной спальней; здесь удобство важнее эстетики. В гостиной, напротив, максимально сохранена атмосфера старины. Во второй квартире необходимо было сохранить целостность пространства.
Первый интерьер
Как связать современные вещи и старую архитектуру? В доме нет старинных предметов. Поэтому я старался подчеркнуть старые балки и не стал исправлять покосившиеся окна. Так же и паркет; некоторые провалы и неровности создают свой шарм. Библиотеку я сделал, ориентируясь на следы, которые оставили на стенах старинные шкафы. Остальные три стены тоже были, видимо, отделаны деревом, но заполнять их новоделом не хотелось. Фрески, которые я предложил, воспроизводят геометрию деревянных панелей и придают комнате древнеримскую атмосферу (когда был построен дом, уже входила в моду римская эстетика). Фрески выполнил русский художник Андрей Лосин.
Второй интерьер
Окна— главный элемент. Они диктовали и стиль, и планировку, создали ощущение прозрачного и невесомого помещения. Квартира получилась очень светлой. Мебель подбиралась так, чтобы не отвлекать внимания от окон и игры света. Маленькие концертные кресла еще больше увеличивают объем гостиной.
Воздушную атмосферу должны были подчеркнуть люстры богемского хрусталя. Целостность пространства удалось сохранить, хотя оно разделено на две комнаты, прихожую и кухню.
Приемы: единое цветовое решение: интерьер выдержан (как французские замки Возрождения) в черно-белой гамме; путры (открытые потолочные балки) выкрашены в белый цвет; напольное покрытие однородно во всех помещениях.
Тематические статьи