Стеклянный подвешенный дом
Идея стеклянного дома, врезанного в скалу мыса Меганом в Крыму, настолько дорога ее авторам, что в ее честь они назвали свое архитектурное бюро Проект Меганом.
Сумасшедший проект — явный фаворит будущих архитектурных конкурсов — кажется уникальным жилищем отшельника. Однако архитекторы считают, что его можно размножать.
На выставке Арх-Москва 2002 года бюро «Проект Меганом» представило сногсшибательный проект с одноименным названием. Проект был задуман в 1999 году, но показан только спустя 3 года, настолько он важен для архитекторов, отражает их метод, они его называют флагманским.
Мыс Метаном — культовое место. Он расположен между двумя другими кульовыми местами — Судаком и Коктебелем, которые с начала прошлого века колонизированы писателями и художниками. Метаном известен по трем причинам: здесь бывал Мандельштам, в районе мыса водятся полудрагоценные камушки, поэтому в поисках сапфиров здесь всегда копошится народ, наконец, у берегов Меганома самое чистое в мире море, из-за чего сюда приезжают рожать в воду. У архитекторов давние и нежные отношения с этой горой. Вот что они рассказали. На этой скале, самой южной точке Крыма, здания долго не живут — их сносит ветром. Здесь есть блуждающий домик маячника: время от времени он разрушается и отстраивается вновь в другом месте. Только маяк, как бы приросший к скале, сроднившийся с ней, терпит ветер уже сто лет. В нем есть хрустальная лампа, купленная царем Николаем в начале прошлого века у англичан за баснословные деньги.
Стеклянный пенал наполовину врезан в скалу, наполовину висит в воздухе. Самонесущая стеклянная балка подвешена на затяжках, укрепленных в толще горы. Просто до изящества. Чистотой формы и дерзкой тектоникой напоминает проекты авангардиста ХХ века Ивана Леонидова, его горизонтальные небоскребы, Институт им. Ленина. Там тоже все подвешено, в здание въезжают по канатной дороге, сферическая аудитория держится на одной точке и т.д. Только там были вселенские масштабы. А здесь частный дом, жилище одного человека. Тем интереснее отношения между домом и скалой, архитектурой и природой. Эти отношения двойственные. С одной стороны, дом естественно вырос из окружения. Об этом говорит фотосессия из фактур, сделанная архитекторами. Морская пена, размножающиеся медузы, ветер, треплющий белье, руда, хрустальная лампа маяка. Руда родственна металлическим конструкциям пенала, прозрачные стены (из триплекса) подражают воде, сам дом подобен гнездам, которые выдалбливают ласточки в песчаных откосах. Вроде бы он из природы вырастает. Но в то же время он ей противопоставлен. Правильный совершенный параллелепипед чужероден скале и к тому же в нее вторгается. Он из области рационального, человеческого. То есть это место человека в природе, покоряющего, но хрупкого.
В доме две противоположные по смыслу части: пространство минус и пространство плюс, как говорят архитекторы. Часть, что в скале, пещера, символизирует утробу, где жизнь начинается. Там, кстати, стоит кровать, так что жизненный цикл возобновляется каждый день. Часть со стеклянным полом, что висит нал водой, — атрамплин», качающийся на ветру. То есть человек живет на мостике для прыжков в воду (или в небо — кому как нравится). Архитектура симулирует пространство выбора. Здесь жить философу, для которого вопросительное, подвешенное состояние — норма.
Заказчика у дома пока нет, но модель его уже просчитана конструкторами.
Тематические статьи