Техногенная архитектура - еврейский музей в Берлине
СССР и Берлинская стена рухнули одновременно, в 1991-м. Выбор культурной ориентации был у обоих. Германия повернулась к Западу лицом, Россия задом.
Немцы выбрали новую архитектуру, отвергнув классику, для них навсегда запятнанную тоталитаризмом. Российская власть, критикуя тоталитарное прошлое, душою тянется к его эстетике. Немцы каются до сих пор. Еврейский музей Либескинда пугает изрезанным «ножницами» фасадом. Искореженный кусок железа снаружи, он еще страшнее внутри: безнадежный спуск в преисподнюю, концлагерное «оставь надежду навсегда». Деконструктивистская архитектура здесь главный экспонат. Музей на месте гестапо строит Питер Цумтор. Покаяние прекрасно сочетается с вложением денег и колоссальным эмоциональным подъемом. В Берлине пахнет большими деньгами. Город вкладывает их в новую архитектуру. Здесь отметились все мировые звезды: Тойо Ито, Ричард. Роджерс, Френк Гери, Норман Фостер, Рем Кулхаас и др.
Техногенная архитектура — источник мощного драйва. Его эпицентр — деловые и развлекательные шедевры на Потсдамер Платц. Пребывание в их стеклянно-металлических внутренностях переворачивает собственные кишки. Архитектура действует как биостимулятор. Она враждебна человеку, но соблазняет его. От Потсдамер Платц техногенные «волны» расходятся по городу, накрывая Рейхстаг с куполом Фостера и новый Парламент. Галерея Лафайет прячет внутри воронку, окруженную бутиками. В воронку всем охота заглянуть. Для этого надо подняться наверх. Спускаясь вниз по спирали, ни одного бутика не минуешь. Архитектура помогает покупать.
Тематические статьи