Нигилизм в промышленном дизайне
В новом способе работы со стилем есть позитивные моментs. Например, демонстративная (хоть и фиктивная) незаинтересованность в мире вещей, обособленность выбора. Как в детской игре «да» и «нет», не говорите, черный с белым не берите». Вообще, новый нигилист - это человек со странным вкусом. Как ему действовать? У всех производителей мебели в голове прочно сидит образ их клиента. Тот, кто соблазнится на авангардный музей Cappellini, вряд ли купит кухню SieMatic, а поклонники Ligne Roset должны вырастить детей и поиметь десять лет безупречной службы, чтобы превратиться в потенциальных клиентов фабрики Faber.
Что делать?
Вариант первый — запутывать следы, беспощадно крушить логику выбора, из коллекций разных фабрик вытягивая самые нетипичные модели. Свежая идея — китайская мебель. Оказывается, мебельщики из Поднебесной отлично имитируют европейские коллекции, сохраняя странный привкус.
Вариант второй — отправиться на поиск молодого дизайна. Точно так же, как новые нигилисты высматривают одежду по глухим районам в бутиках без вывесок, так и за предметным дизайном надо отправляться по скромным дизайнерским бюро, маленьким мастерским, к студентам.
Молодой дизайн на 90% — случайность. Весело придумано, с божьей помощью где-то изготовлено. Любой начинающий делает вещь-вызов. Иначе не бывает, потому что, если с формой предмета, его фактурой или функцией не происходит ничего умопомрачительного, шокирующего или просто дико смешного, как вещь заявит о себе? Чем она победит добротную модель, напичканную дорогими материалами, сумасшедшее качество, раскрученное имя дизайнера? Как иначе обойдет она роскошь, которую могут позволить себе только крепкие фабрики? Никак. Вот дизайнеры и рассказывают нам байки о вещах, их функциях и наших представлениях. Обычный дизайнерский прием: я работаю с привычной вещью так, как будто вижу ее в первый раз или делаю вид, что это вещь другая. Получается чудилово на любой вкус: у кого-то лампа летает, как воздушный шарик, у другого полки гнутся, как слоеное тесто. Голландец Иорген Бей в модели Table-chair раскланялся с любителями антиквариата, подмигнул современным вещам-трансформерам и вывел дурацкий, но очень изящный гибрид сгула со столом, облитый белым ПВХ. Посмотрите на вазу Ego, образец наглядной гуманизации вещей. Раз Данте велел чертам человеческого лица складываться в надпись homo deius (человек божий), что стоит стеклянной вазе сложиться в человеческий профиль? Дизайнеры обожают экспериментировать с посудой. Уже была битая посуда, посуда как бы склееная из обломков, посуда натурально пришитая нитками к скатерти (Hella Yongerius), чашки с ручками внутри, тарелки со смятыми краями (Francois Bauchet) и т.д. Последний посудный фокус бельгийки Мадьиеке Флерен изумителен: известно, что фарфоровые чашечки очень милы, уютны и домашни, как бабушка, сидящая в кресле с вязаньем в руках. Дизайн можно сделать даже из самых отвратительных и гадких бытовых привычек. Вы любите тушить окурки в консервной банке? Пожалуйста, не стесняйтесь, новая пепельница братьев Антониадес (Antoniades) — ваша мечта..
Кто-то верит в утопию письма. То есть верит, что правильно написанный текст становится материальной силой. Прикинувшись новыми нигилистами, у нас есть шанс узнать, на что способна странная вещь. Найдите, купите, пусть она поживет у вас в доме лет десять. Результаты обсудим.
Тематические статьи