Прагматичный дизайн
Голландцы — большие мастера прагматичного дизайна Последние лет тридцать они последовательно совершенствуют достижения модернизма и развивают корбюзианскую идею дома как «машины для жизни». Пока итальянцы упражнялись с формами и стилями, а бельгийцы и англичане вовсю перемешивали дизайн с искусством и модой, голландцы придумывали очень демократичные, удобные и даже поэтичные в своей полезности вещи.
Характерный пример — продукция известного дуэта дизайнеров Боба Копрэя и Стефана Схолтена (Copra &Scholten), основавших в 1998 году бюро Dutch Individuals (DI). Их компактные, автономные, передвижные модули-конструкты — душ-раковина, биде-унитаз, диван-постель-стол, плита-мойка-разделочная доска — могут быть составлены абсолютно в любом порядке в любом пространстве и любым человеком. При этом сами модули спроектированы чрезвычайно хитроумно — скомпонованный из них интерьер вовсе не скучен. Дизайн предлагает пусть немного холодную и абстрактную, зато удобную для всех и каждого среду обитания, независимо от пола, возраста или социального положения.
Эротика побеждает прагматизм
Любопьгтно, однако, что еще в начале 90-х появилось сразу несколько дизайнеров, которые перевернули привычные представления о голландском прагматизме. Юп ван Лисхаут (Joep van Lishout), Гийс Баккерт (Gijs Bakkert), Юрген Бэй (Jurgen Вау) продемонстрировали, что с идеей пользы можно играть так же, как и с любой другой идеей. Все они, каждый в своей манере, делали вещи вполне полезные, но одновременно эротичные и заряженные энергией игры. И при этом не забывали рассуждать о необходимости использования дешевых материалов, экологии производства и важности утилизации старых вещей, в этом смысле оставаясь стопроцентными голландцами. Так, Баккерт, основавший знаменитую компанию Droog Design, и Бэй часто использовали для создания новых объектов антикварную рухлядь, обноски, вышедшие из употребления предметы быта. И получали в результате «теплые», одушевленные мебельные скульптуры вроде уютного кресла из связанных веревками старых платьев или двух «совокупляющихся» венских стульев, покрытых полиуретаном.
Юп ван Лисхаут, работая на стыке современного искусства, архитектуры и дизайна, тоже разрабатывал идею модулей (units) для жизни. Но, в отличие от модулей DI, они оказывались в некотором смысле пародией на прагматизм. Например, «La bais- -dr me» — мобильный дом любви, интерьер которого состоит из невероятно комфортабельной кровати и мини-бара с напитками.
Молодые хулиганы
С недавних пор в игру втянулись совсем молодые выпускники знаменитой Академии дизайна в Зйндховене, где преподает Баккерт. Журналы буквально пестрят работами недавних студентов, которые явно вдохновлены дизайнерами-хулиганами старшего поколения и достигают весьма любопытных результатов. Кстати, известный любитель гэгов Карим Рашид опубликовал в International Design Book 2003 работу «Поцелуи» молодой голландки Майке ван Схайндел (Meike van Schijndel) — поп-артистский пластиковый писсуар для общественных туалетов в форме головы Мерилин Монро — как характерный пример дизайна новой «игровой волны».
Тематические статьи