Венецианская архитектура имени Филлипова
В венецианскую улицу превратил коммунальную квартиру мастер руинированной классики и пространственных иллюзий Михаил Филиппов. В России, наконец, появилась именная архитектура .
ПОЖЕЛАНИЯ ЗАКАЗЧИКА
Эти уникальные снимки запечатлели момент воплощения образа в архитектуру. Незаконченность здесь как бы равна руинированности. А руинированная классика — фирменный знак архитектора Михаила Филиппова. Наличие образа у интерьера — само по себе редкость. Постоянство образа в работах архитектора, создающее ему имя, еще большая редкость. Заказчика интересовали эти две вещи: образ и имя, он хотел квартиру «имени Филиппова. Все остальное он доверил архитектору, оговорив, разумеется, набор помещений для жизни и досуга (спальня, кабинет, детская, биллиардная, кинозал и парадный зал). В России родилась именная архитектура и появились просвещеные заказчики, способные ценить прекрасное.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ АРХИТЕКТОРА
Заказчик познакомился с архитектором случайно, собираясь купить его личную квартиру. Не купил, но заказал свою, потом еще одну. В не расселенную еще коммуналку он привез Филиппова и спросил что здесь можно сделать. Так появилась «Улица в Венеции», образ которой уже существовал в акварели. Улица (она же парадный зал) «прошила» диагональю простой прямоугольный план с клеточками комнат и внесла в него интригу: ориентироваться сразу стало сложно, как в реальной Венеции. Пространство бывшей коммуналки чудесным образом распахнулось, как в «Мастере и Маргарите» во время бала, Стены раздвинулись, возникла маленькая городская площадь с теряющимися в перспективе улицами (эффект бесконечности создало расположенное в конце «площади» зеркало). Почти четырехметровые потолки как бы исчезли, забылись, превратились в «небо» меж двухэтажных «фасадов» с колоннами идеальных пропорций. «Фасады», кстати, очень функциональны: арки нижнего яруса ведут в приватные комнаты, а цветные витражи верхнего освещают зал-площадь.
ЧТО ДАЛЬШE?
Филиппов, как правило, занимается архитектурной стадией проекта. Проблемы возникают, когда приходит время заполнять архитектурное пространство мебелью. В классической традиции весь интерьер от начала до конца рисовал архитектор, и это, считает Филиппов, идеальный вариант. Но сегодня реализовать проект стула не менее трудно, чем сделать квартиру. «В наших условиях это неблагодарная работа, as-за несоответствия между трудоемкостью и стоимостью. Среди клиентов существует непонимание абсолютной ценности индивидуального изделия, они не видят разницы между мебелью из дорогих магазинов и индивидуальным проектом. У нас богатые люди думают, что надо разбираться в дорогих часах и автомобилях. Тогда как признак хай-класса— умение разбираться в искусстве». У Филиппова просвещенный заказчик с тонким вкусом. Ради того, чтобы обозначить авторский стиль в мебели, он заказал один предмет — шкаф с камином. Но сделать всю мебель невозможно по объективным причинам.
МИХАИЛ ФИЛИППОВ родился в Санкт-Петербурге. Архитектор и художник, мастер акварелей, часть которых хранится в Русском музее. Профессиональную классическую традицию унаследовал по прямой линии — его преподаватели учились у самого И.Жолтовского. Имеет восемь международных премий— факт невероятный для русского архитектора. Выиграл массу отечественных конкурсов («Зодчество», «Золотое сечение» и т.д.). Инсталляция «Руины Рая» на Венецианской биеннале 2000 г. вызвала восторженные отклики международной прессы и звезд архитектуры. Автор интерьеров Еврейского театра, магазина «Империал» и особняков в Москве. Основные персональные выставки были в Венеции, Вероне, Лондоне, Кельне, в Русском музее и в Музее архитектуры им.А. Щусева в Москве.
Тематические статьи