Японский сад
Традицию воссоздавать в облике сада фрагмент природы японцы позаимствовали из Китая, в VII веке и, как водится, довели до совершенства.
Древнейшим из памятников письменности, где можно отыскать слово сад («нива») являются трактат «Анналы Японии» также известный как Нихонги. В этом трактате так называлась сакральная пустошь – место обитания некоего божества. Отрывок датирован VIII веком. В то время пространства такого рода не огораживались, а единственное их отличие от окружающего пейзажа заключалось в их сакральном характере. Площадки подобного рода вскоре получили название сики, что в переводе означало нечто вроде ритуала, обряда, но одновременно и «дух» и даже «четыре времени года». Первоначально сики также были пустыми пространствами, однако вскоре в центре площадки появился амбар, одновременно использующийся в качестве своеобразного храма. Сочетание храмового, сакрального и земного, бытового назначения демонстрировало связь сики с древними японскими земледельческими культами. Из сики с амбаром-святилищем позже возникнет «синдэн» («святое место», «храм») – архитектурный стиль дворцовых, а также мемориальных комплексов. Однако, существует ещё более древнее упоминание досиндэнских дворцовых садов – в летописи идёт речь о гордости некоего императора Кейко, правившего в I веке н.э. (по летоисчислению христиан) своим дворцовым садом.
Типичнейшим же представителем стиля синдэн можно назвать императорский дворец - неповторимый мемориальный комплекс> - в тогдашней столице г. Хэйан, на заре одноименной эпохи (VIII – XII вв.). Место «сакрального амбара» в центре сики там занимает Зал Церемоний – Сисиндэн, от которого и пошло название стиля. Перед ним находилась большая пустая площадка, усыпанная белым песком, на который «особыми» граблями наносились узоры. За площадкой располагался пейзажный сад.
Традиционный облик японского сада возник в довольно сложном переплетении континентального стремления преобразовывать природу и японского желания выявить уже сокрытое в ней.
Стоит отметить и особенную сакральность сада, возникшую из перенесения сакрального понимания сада как «нива» и «сики» на более привычный сад.
Эти противоречия и привели со временем к созданию пейзажных садов эпохи Хэйан, отличающихся особой аффектированной декоративностью. В таких садах преобладали цветущие растения. Из деревьев, преимущественно – вишня и слива, нередко объединяемые понятием «сакура», из кустарников – керрии и азалии а также травянистые растения – хризантемы, ставшие символом Императорского дома и ирисы.
Цветущие растения было принято оттенять хвойными или бамбуков. Непременным атрибутом пейзажного сада было озерцо с островом посредине и два ручья – впадающий в озеро, и берущий в нём начало. Такое традиционное сочетание элементов было тесно связано с китайскими геомантическими принципами ветра-и-воды, более известными как фэн-шуй. Размеры сада нередко превосходили современный городской парк, а композиционно они относились к «чередующимся садам» так как пейзажи подобно свитку развёртывались идущему по саду гостю.
Хэйанский японский сад, как, впрочем, и его преемники, включал в себя пять обязательных элементов – четыре материальных – архитектуру, дикий камень, воду и растения и один духовный – идею, дух или сюжет.
Тематические статьи