Фотообои - окно в природу
Смысл наклеивания фотообоев в интерьере — представить своеобразное «окно в природу». Но никакого переживания естественного ландшафта здесь нет и быть не может. Это всего лишь образ природы, который отвечает определенным ожиданиям. Такое изображение природы должно быть более натуральным, чем сама «натура», более выразительным, чем природа сама по себе. Но это создает чудовищный эффект, эффект полнейшего кича Фотообои предполагают пригнанность рисунка. Представьте невозможное: дерево расползлось. Реальный пейзаж представлен на стене вашей квартиры, но при поклейке не хватило одного листа. (А может быль, терпения.) И в результате возникает настоящий эффект punctum'а. Шокирующее впечатление!
Места расположения фотографии демократичны и непредсказуемы. Например, холодильник — очень живое место. Моя мама, спонтанный декоратор, активно использует пространство холодильника Холодильник предполагает повышенную сменность экспозиции. Фотографии меняются с той же скоростью, как и их непосредственное окружение — записки, рецепты, квитанции. Когда-то на моем пианино между метрономом и бюстом Чайковского стояло веселое семейное фото, Старая афишная тумба с надписью «Сердце девичье», а под афишей — три молодые дамы. Крышка пианино — плоская площадка, в западных интерьерах такую роль играют столы с фотографиями в рамках. Это своеобразная форма семейного альбома, предназначенного для других Почти как пальто Петрелли.
Семейный альбом — один из видов фамильной генеалогии. Когда новые русские стали обзаводиться необходимыми аксессуарами своей добропорядочности, они поняли, что им нужны корни, то есть фотографии предков, которых, учитывая нашу турбулентную историю, почти никто не знает. Находчивые люди пошли на уловку и стали составлять альбомы из анонимных фотографий: семейное достояние составили неизвестные дамы и господа XIX века. Потом появилась мода на собственные портреты в интерьере. В самом деле, как хорошо для утверждения своего образа иметь дома собственное живописное изображение. Здесь есть все, что нужно; долгая ручная работа, то есть выраженная материальная ценность картины, изначальный запрос и встречное усилие со стороны художника. Символическая ценность живописи выше, чем ценность фотографии. Во имя твоего символического статуса ты должен иметь какие-то способы представления себя в культуре.
Семейные же фотографии еще в недавние времена могли храниться в конвертах, в пакетах. Их не обязательно показывать, но их нужно хранить. Извлекаются такие снимки при необходимости, как старые лыжи. Для их появления нужна какая-то коммуникационная ситуация, повод — например посиделки. Фотография всегда воспринималась как подспорье для воспоминания. На Западе есть традиция выставления фотографий. Вы ставите фотоизображение потому, что ему надлежит стоять в определенном месте, И его не замечают. Но для приходящих это вами скомпонованный рассказ о вашей жизни.
Тематические статьи