История возникновения журнальных столиков
Присутствие столиков в интерьере обуславливалось только контекстом других азиатских предметов (столики играли служебную роль, нередко выступая в качестве подставки). Самостоятельного распространения они тогда не получили — попросту оказались не нужны: сидеть так низко было неудобно и не принято. В XVII- XVIII веках Россия активно торговала с Европой. Естественно, к нам попадали предметы азиатского происхождения, а также европейские стилизации. На первую треть XIX века приходится расцвет всех видов искусства в России. Все самое яркое в русской традиции вобрал в себя ампир: крупные четкие предметы, много золота, богатые драпировки. И снова низкий столик нашел применение только в стилизованных интерьерах (пример: Турецкая комната в Петергофе). В тот период существовали предметы изящные, миниатюрные (столики со столешницами размером с поднос), но их высота всегда укладывалась в норму: 55 — 80 см. Некоторое подобие низких столиков можно найти среди дорожных предметов: сундуки с ручками, дорожные часы-«каретники», складные курульные стулья, переносные складные конторки. Есть низкие столики и в детской мебели. Ее делали по всем канонам взрослой, но в гарнитуры часто включались низкие (даже относительно роста ребенка) столы. К концу XIX века мебельное производство достигло совершенства.
Инструменты и основные принципы деревообработки уже не отличались от современных. С развитием производства стоимость мебели снизилась, предметы обстановки приобретались чаще. Отношения между людьми становились проще, манеры — менее чопорными. Одежда приблизилась к современному виду, исчезли кринолины. В мебели появились «фривольные» предметы. Так, в конце ХIХ — начале ХХ века возникли низкие мягкие диванчики и соответственно низкие столики. 11х расцвет пришелся на начало ХХ века, период модерна. В скобках замечу, что своими корнями модерн во многом уходит в азиатские традиции. Его плавная линия безусловно заимствована с Востока... От больших залов переходили к более компактным пространствам, объемы сжимались, места в домах становилось меньше. «Условия существования» для крупной мебели постепенно исчезали. Новая стилистика способствовала появлению новых предметов мебели. Таким образом, можно сказать, что низкий столик получил распространение в результате демократизации общества. Но его активное признание пришлось на современную эпоху, на коструктивизм. Появился столик, который мы называем журнальным: многофункциональный, универсальный предмет мебели для отдыха в городской квартире.
Низкие столики — весьма нетрадиционный предмет не только для России, но и для Европы в целом. Можно пересчитать по пальцам случаи, когда в нашу мастерскую попадали столы, высота которых не превышала высоту сиденья стула. В основном это были вещи азиатского происхождения, из Индии или Китая. Облик мебели в первую очередь определяется утилитарным назначением и традициями народа. Высота стола (и вообще его наличие или отсутствие) определялась принятым способом сидеть. Если европейцам удобнее было располагаться на возвышении, то в Азии — на корточках, на коленях, на пятках. Значительная часть жизни в доме проходила на полу. В Китае делали огромные печи в виде помоста, древний вариант «теплого пола». В отличие от русской печи, которая представляет собой отдельное крупное сооружение, это было нечто плоское и низкое. В Японии, где дома напоминали карточные домики, мебель использовалась минимально. Из-за постоянной опасности землетрясений жителям приходилось окружать себя легкими, невысокими предметами. Бесчисленные племена кочевников пересекали Великую степь, перевозили они и свой нехитрый скарб — легкие, практичные предметы.
Так что предметы мебели на Востоке, Ближнем и Дальнем, просто обязаны были быть компактными, невысокими. Поэтому там появились низкие столики. Их могли заимствовать древние греки (через Средиземное море они активно общались со странами Ближнего Востока). у греков, помимо традиции сидеть на стульях, очень напоминающих те, на которых сидим мы с вами, была традиция возлежать. С большой долей вероятности можно говорить о том, что они использовали низкие столы. Европейцы, приобщившись к эллинской культуре, с готовностью восприняли многое: декор и предметы интерьера. А вот низкие столики не прижились.
Тематические статьи