Французские окна - классические формы
Париж совсем не меняется — говорят люди, рассматривая старые фотографии. Одна из причин такого постоянства — классические Формы Французских окон. Они не подвержены никаким переменам.
Каких только видов окон не придумало человечество за долгую свою историю! Берлинское, «бычий глаз», веерное, венецианское, флорентийское... A вот окна французского в этом списке нет. Потому что «своего» окна французы так и не создали: его современный облик позаимствован ими у итальянцев в эпоху Возрождения. До этого времени во Франции окно как архитектурная деталь существовало лишь в церковно-храмовой архитектуре. В жилых зданиях оконный проем выполнял чисто утилитарные функции: пропускал немного дневного света, а в замках в дни войн служил амбразурой.
Франциск I из своих итальянских походов привез много новшеств. Едва ли не главным из них было иное отношение к красоте. Королевские замки превратились в элегантные дворцы с богато украшенными на итальянский манер фасадами и интерьерами. Наконец-то у окна появляется не только служебная функция: оно превращается в настоящий декоративный элемент.
«Оконная» стилистика во Франции не претерпела принципиальных изменений на протяжении веков. Очень гибкие во всем, что касается эволюции эстетических принципов, зачастую сами законодатели мод, французы проявляют завидный консерватизм в оконной архитектуре. Возможно, поэтому и Париж, и другие французские города, какой бы новой застройке они ни подверглись, сохраняют свой прежний облик.
Главную роль на первых этажах дворцов и аристократических особняков, в том числе и новых построек этого типа, призван играть вход, поэтому окнам здесь обычно не уделяют большого внимания. Зато второй этаж — парадный, и окна здесь соответствующие: во всю высоту помещения, от пола до потолка, створки двойные, распахивающиеся, с тонкими переплетами — торжественные залы должны быть залиты светом. Третий этаж жилой, окна небольшие. У них одна задача — пропускать свет и не выпускать тепло. Наконец, чердаки: им «выделены» лишь небольшие вентиляционные окошки. Идея украсить эти окна лепниной пришла в голову архитектору Франсуа Мансару, создателю Версальского ансамбля, — теперь они называются мансардными.
Барон Османн, заказывая в середине XIX. века модель идеального парижского дома, просил архитекторов учитывать все особенности классических особняков. Османновские дома шести-семиэтажные, но, так же как и во дворцах, каждому этажу соответствует своя форма окна. Самые элегантные окна на третье» этаже — он почетный. Тогда же и появилось то, что в России стали называть французским балконом,— распахивающаяся балконная дверь, огороженная узорчатой литой решеткой. Балкона в традиционном смысле слова не существует — только иллюзия эти окна-балконы и создают истинную парижскую атмосферу.
Важная деталь французского окна— оконная задвижка. На протяжении веков она служила декоративной деталью и := когда не пряталась под переплет.
Классическая французская задвижка носит название «волчья пасть». Одна из створок имеет закругленный край, другая — с пазом: закрываясь, она как бы перекрывает первую. На второй створке крепится шпингалет, он идет вдоль всей длины окна, и при повороте ручки стержень входит в пазы, расположенные в нижней и верхней части окна. Более старые модели, так называемые «эспаньолки», закрывались на обычную защелку. Естественно, что ручку шпингалета, как и пазы, стараются украсить как только возможно: ведь это очень важный декоративный элемент. И хотя давно изобретены более удобные и надежные задвижки, французы остаются, как всегда, верными традициям и даже новые окна предпочитают закрывать на старый манер. Есть и такие, кто закрывает окно современными способами, а старую модель задвижки устанавливает в виде чистой декорации.
Тематические статьи