Скульптор Александр Ней
Давно живущий в Нью-Йорке художник Александр Ней поражает масштабом философских обобщений. Сегодня, как и четверть века назад, его скульптуры сообщают нечто принципиально важное о мироздании, напоминают искусство древности и неожиданно попадают в тренды современного декора.
Как бы Вы описали свои работы человеку, который никогда их не видел? Я думаю, что главная задача художника не объяснять свое искусство, а создавать такие содержательные произведения, которые могли бы передать вложенные в них переживания и идеи. Я надеюсь, что мои произведения будут восприниматься любителями искусства в любом конце мира без дополнительных объяснений. Тем более что очень многие люди больше верят себе, своей интуиции и вкусу. Именно на это я и рассчитываю. Я верю в способность различать хорошее, свойственную искренним любителям искусства, так как я — один из них.
Ваши произведения находятся во многих частных коллекциях. Чем они привлекают любителей искусства?
Большая часть людей, как я думаю, обладают естественным чувством прекрасного. Кроме того, широкому зрителю художественные произведения представляет целый отряд профессионалов: искусствоведы, критики, распространители искусства, экскурсоводы, работники художественной печати, галерей и музеев. Так как зрители имеют разный культурный уровень, разные вкусы и интересы, то они сами выбирают себе учителей, которым верят. А если я встречаюсь с новым зрителем, то хочу узнать о его впечатлениях и поучиться от него чему-то новому,
От чего Вы никогда не откажетесь?
На протяжении всего моего творческого пути я следую правилу: постоянно учиться. По-моему, можно научиться многому полезному и глубокому у настоящего и у прошлого, у признанных авторитетов в искусстве и у простых людей, а в первую очередь — у природы. Это мой творческий метод. В каждой работе должно отражаться что-то новое, те художественные законы, которые я всегда стараюсь понять, Особенно меня обогащает общение с чуткими и развитыми людьми, с высоким искусством и окружающей жизнью.
«Еще в художественной школе я задумывался над тем, что является критерием современного и актуального стиля. В своих открытиях и восхищениях ведущие художники нашего века углублялись в прошедшие века, в т. н. «детство человечества». Увлекались архаикой, Египтом, Шумеро-Вавилоном, Индией, Африкой. В поле изучения стало входить творчество душевнобольных, примитивистов, не умеющих рисовать, и, наконец, детей. Внимательный глаз стал находить яркие проявления гармонии, дух, выраженный в линиях, красках, формах, мир ярких эмоций, источник энергий и важных пластических принципов»,
«Художник крепко связан с болезнями и заблуждениями своего времени. Где нет общества, там нет искусства. Но общество не терпит необъяснимого и непонятного. Не надо бояться сделать что-то неподходящее для времени. Неподходящее общество отсечет само».
«Для меня всегда было удовольствием находиться в среде людей, умеющих восхищаться, любить и понимать искусство. Я был на время заражен этим. Моя идея была — изучать все. Я изучал старое искусство и знал коллекцию Эрмитажа от верхнего этажа до подвала, Европейский отдел, Египетский. В Эрмитаже прекрасная коллекция палеолитической скульптуры, уральского искусства, напоминающего искусство майя, искусство скифов. Иногда здесь, в Нью-йорке, в Метрополитен-музее, я открываю для себя картины геометрические, которых раньше не видел. Но я не хочу быть эклектичным художником. Изучение нужно для того, чтобы поверить самому себе».
Тематические статьи