Японский антиквариат
Осмысленный вывоз японского антиквариата в Европу начался со второй половины XIX века. Французские импрессионисты открыли красоту японского колорита, и с тех пop все японское традиционно считается изысканным и модным. Темы существующих и потенциальных коллекций разнообразны. Например, бамбуковые изделия: корзины и вазы чрезвычайно сложной техники плетения, предметы для чайной церемонии. Как согнуть бамбук, придав ему, скажем, форму баклажана, знает только японец.
Старинные бамбуковые вещи доходят до наших дней в отличном состоянии. В России нет коллекционеров японского бамбука, хотя на Западе это один из самых популярных сюжетов. Такого рода коллекции ликвидны. Вообще, по мнению специалистов, почти любую коллекцию японских вещей, если вы не собирали откровенную ерунду, можно перепродать.
Перспективная тема для собирательства — текстиль. Тут существует несколько сюжетов. И старинные театральные костюмы, и самурайские или свадебные одежды. Японскую одежду собирают также по эпохам, от XVII до начала ХХ века.
Очень «дорогой» темой считается театральная одежда, и в качестве вложений она из самых прибыльных. В театральных костюмах использовали большое количество шитья и великолепные объемные вышивки. Вещи невероятно красивые, все ручной работы. И если на костюме изображена рыба, то глаз верит, что плывет живая рыба. В них одевали актеров театров Кабуки и Но еще ритуального театра Бугакуе а также персонажей кукольного театра Бунраку. Если во второй половине XIX века уже пользовались машинной строчкой, то в театре это никогда не практиковалось. Театральных костюмов в российских музейных коллекциях нет. Для редких московских клиентов их везут на заказ.
Очень популярный жанр — нэцке, фигурки, вырезанные из слоновой кости, дерева, камня, коралла. Нэцке, изначально служившие противовесом, который носили на поясе, были простые и крупные; потом фигурки стали поменьше и более нагру>кенными по композиции. В конце XIX века их производство сократилось, потому что японцы стали активно носить европейскую одежду. Но в 1950-х годах этот жанр возродился. Современные резные нэцке , если не путать их с китайскими подделками, тоже предмет коллекционирования. Авторские вещи стоят по несколько тысяч долларов. В России в основном продаются предметы конца XIX начала ХХ века, оригинальные или имитирующие стили ранних эпох. Настоящие нэцке более раннего периода крайне редки. Встречаются вещи из старинных коллекций Горыкого, Гошкевич, Гурьян. До революции в России их собирали охотно. Грабарь собирал в основном японскую гравюру, но и нэцке у него были. Нэцке собирали Щукин и Морозов. Конечно, это не такие мощные коллекции, как их собрания живописи, но тем не менее.
Традиционно любимы публикой японские гравюры, начинал с XVIII века и заканчивая современными. В Японии есть «Общество любителей гравюры», члены которого знают о гравюре все: они эксперты и оценщики, у них самые большие и известные собрания. Мнение специалистов этого общества наиболее весомо во всем мире. Кроме того, гравюра продается в японских музеях. Одинаковые листы или листы чуть низшего качества музейщики продают спокойно. Хотя в Европе и самой Японии есть специализированные галереи, интереснее искать гравюры в магазинах с более общим предложением. Там могут оказаться хорошие вещи по более низким ценам. У нас в основном продаются второстепенные листы XIX — начала ХХ века, перепечатки, новодел. Встретить оригинальные подлинные гравюры Хиросиге или Хокусая практически невозможно. Ранние отпечатки этих мастеров стоят и по 7, и по 20 тысяч долларов. В России таких вещей нет. Якудзы очень любят изображения воинов и актеров. Например, известно, что у предводителя клана «Черный дракон» огромная коллекция театральной гравюры XVII — XVIII веков.
Как ни странно, предметом коллекционирования могут быть дюке архитектурные элементы. Каждые двадцать лет синтоистские храмы в Японии разрушаются и возводятся заново, из тех же материалов по старинным технологиям. Все «обломки» двери, стенные панели, врезки фризов — одновременно ходят на рынке, и англичане и американцы охотно покупают их для декора. Конечно, интереснее найти не вчерашнюю вещь, а что-то древнее. Если знать, что покупать, можно купить очень правильные вещи. Иногда в Москве шкафы для кимоно, которые должны бы стоить тридцать-сорок тысяч долларов, продаются по пять-шесть.
Женский пояс нагоя оби для визитного кимоно. 1 пол. XIX в. (конец эпохи Эдо).
Женский пояс нагоя оби для летнего кимоно. Шелк на картоне, рисунок кистью. Кон. XIX в. (эпоха Мэйдзи).
Фрагмент кимоно для мальчика. Шелк, рисунок кистью, вышивка шелком и золотой канителью. 2 пол. XIX в. (эпоха Мэйдзи).
4. Цуба.Железо, инкрустация золотом. Эпоха Эдо.
5. Цуба Железо, инкрустация 30-лотом и серебром. Эпоха Эдо.
6. Цуба. Медь, инкрустация золотом, макудо. 1890-е гг. (эпоха Мэйдзи).
7. Аль, бом дизайнерских эскизов для ремесленников, Сер. XIX в.
8. «Книга гербов кланов и фамилий. Полное собрание гербов, известных с древнейших времен до наших дней». Нач. XIX в.
Рисовая бумага, черно-белая гравюра на дереве, каллиграфия.
9. Оман «Влюбленные Идзу» в двух книгах. Цветные и черно-белые гравюры на дереве, оцвечивание акварелью, рисовая бумага. 1846 г. (конец эпохи Эдо). Художник утагава Кунисада.
10. Фрагмент парадного утикаке супруги самурая. Роспись кистью, ручная техника юдзен, шелк кинся, вышивка, золочение и серебрение фольгой. Кон. XV— нач. XIX в. (середина эпохи Эдо).
11. Фрагмент женского летнего визитного кимоно — шелк риндзу, ручное окрашивание в стиле инат, рисунок кистью, техника юдзен. Середина XIX в. (начало эпохи Мэйдзи).
12. Кимоно супруги самурая из частной коллекции.
13. Новогодняя Фукуса (ритуальный платок для подношений) с изображением трех сокровищ: сливы, бамбука и сосны. Рисунок тушью, вышивка. Шелк нинся, шелк риндзу. Сер. XIX в. (эпоха Мэйдзи).
14. Нэцке в виде тыквы горлянки с гравированными рыбками и каллиграфическим стихотворением из сборника Манъёсю. Слоновая кость. Кон. XIX в. (эпоха Мэйдзи).
15. Ваза с крышей (Коро). Бронза, серебро, инкрустация золотом.
Тематические статьи