Жан Бодрийяр - социальная фотография
Жан Бодрийяр - живая легенда, знаменитый французский философ, автор эпохальной книги «Система вещей», вышедшей в революционном 1968 году и критикующей общество потребления. В ней были блестяще проанализированы окружающие нас предметы, от старинных коллекционерских до современных технических устройств, в том числе и интерьерная обстановка. В ней сказано о символической функции вещей: в современном мире мы потребляем не столько вещи? сколько их образы. С тех пор про мир вещей ничего более толкового никто не написал.
" У меня дома нет компьютера. У меня нет электронной почты и прочих подобных штук. Никакой инф6рмационной электроники. Мне кажутся странными любые компьютерные манипуляции с фотоснимками. В своих фотографиях я, наоборот, добиваюсь двухмерности и стараюсь убрать из фото все признаки присутствия фотографа-субъекта: глубину, фактуру, эмоции, Те снимки которые были на выставке, противопоставлены синтетическим образам (фотомонтажу, снимкам, обработанным на компьютере, компьютерной графике). Мне нужны момент снимка, время запечатления объекта на пленке, момент начала, развития, движения, мерцания тела и т. п,
Желание фотографировать появляется от следующего факта: увиденный в целом с точки зрения смысла, мир сильно сбивает с толку. Увиденный в детали и застигнутый врасплох, он каждый раз очевидно совершенен. Фотографирование — способ увидеть мир в его прерывистости, этим он отличается от кино, которое при помощи идей хочет создать образ тотальности.
Меня часто спрашивают собираюсь ли я писать продолжение «Системы вещей». Heт, хватит писать о вещах. Я могу написать теперь «Систему не-вещей»... Раньше меня интересовали объекты потребления, вещи технические, потом меня стали больше интересовать объекты в более общем смысле — философские, метафизические. Теперь я исследую образы. Фотография — это наш экзорцизм. В первобытном обществе были маски, в буржуазном — зеркала, у нас есть наши образы.
В нашем мире кроме обычного физического насилия , существует еще информационное. Это насилие масс-медиа, насилие изображений. Оно связано с прозрачностью, с тотальной просматриваемостью. Образ — средство в гигантской рекламной компании, которую вещи устраивают для себя, подавляя наши фантазии. Размножение образов подобно вирусному заражению. Но фотографии приближают нас к миру без образов, В этом их соблазн. В их двухмерности. Чем больше измерений, тем меньше соблазна. Потому что сам принцип воображения, который заложен в изображении, опровергается той цифровой технологией, когда на экране компьютера можно делать с изображением все что угодно. При этих операциях полностью пропадает связь с реальностью. Исчезает магия, которая есть в фотографии.
Тематические статьи