Мастерская художника
Мало иметь идеи, нужно обладать пространством для их воплощения. Таков суровый закон творческой жизни. Сколько квадратных метров нужно художнику и сколько они сегодня стоят?
Площадь, хорошее освещение, изолированность , вот что отличает ателье художника от квартиры. Иногда хватит и угла комнаты. Остается только уладить отношения с родственниками, чтобы не мешать друг другу, и грамотно организовать рабочее пространство. Главное — обеспечить себя большим окном. А вот, например, у реставратора совсем другие потребности.
Если мастер работает с мебелью, ему понадобится минимум 20 кв. м. Да еще неплохо, если эти метры разделены на несколько помещений: ведь есть работы пыльные (пилить, строгать), а есть те, что требуют почти стерильности (полировка). Зато нет претензий к освещению: подвал с искусственным светом прекрасно подойдет. Для тех, кто занимается фэшн-дизайном, необходимо так называемое «просматриваемое» пространство, где все модели можно увидеть «со стороны». Что уж говорить о монументальных или трудоемких видах работ— скульптуре или стекольном деле. Таким мастерам нужны не только заводские цеха, но и заводские мощности.
Как заполучить мастерскую?
Вариант 1: для счастливчиков.
Вы оказались родственником художника или скульптора, который в советское время получил от государства квартиру-мастерскую. Такие дома от различных организаций строились в разных районах, ставших сейчас почти центром города (например, у станций метро «Профсоюзная» или «Аэропорт»). Есть они и за пределами Москвы, например в Химках. Обладать такой мастерской — большая удача это самый выгодный вариант в финансовом отношении (льготная оплата по государственным, а не коммерческим расценка»1), максимально удобная для творчества планировка. Вынуждены констатировать, что наследники часто превращают мастерские в двухэтажные квартиры, продают, и они навсегда уходят из художественного мира
Вариант 2: трудоемкий.
Требуется вступить в какой-либо творческий союз; их членам полагаются льготы на аренду. Теперь сделать это намного легче, так как появляются новые секции, в Союзе художников есть даже «роспись автомобилей». Главное представить свои работы. Зато возникла другая проблема: государство менее охотно выделяет площади, повышает арендную плату, да и специальных домов больше не строится.
Вариант 3: бартер.
Да здравствуют рыночные отношения . Продать результаты своего труда можно не только за деньги, но и за натуральный продукт — квадратные метры. Так, архитектор может заранее оговорить с хозяином дома право собственности или условия льготной аренды помещения в построенном им здании (обычно выбирают мансарду).
Вариант 4: хитрый.
Подходит реставраторам и художникам. Попробуйте устроиться в мастерскую какого-нибудь музея. В каждом таком месте существует план: 6-10 предметов в год. А оставшееся время можно работать на себя. Есть одно «нo»: знающие люди говорят, что эта возможность вот-вот исчезнет. Дело в том, что такие помещения, как правило, находятся в центре, в хороших старых особняках, и в условиях нынешнего бума недвижимости становятся настоящим лакомым куском для застройщиков и арендаторов.
Вариант 5: дорогой.
Снять или купить комнату, квартиру, мастерскую, жилое помещение. Если уж иного выхода, как платить кровные деньги, нет, то лучший вариант — снимать специально приспособленную мастерскую в таких местах, как, например, кондоминиум «Художник» на улице Вавилова Это непросто; действовать надо через знакомых, так как желающих там обосноваться немало, и у риэлторов подобные предложения практически отсутствуют.
Для архитекторов и дизайнеров наличие представительского помещения не менее важно, чем собственно творческое пространство (нужны переговорные комнаты для общения с заказчиками). Им подойдут всевозможные офисные здания (офис класса А в пределах Садового кольца: 620 долл. в год за кв. м, на Тверской — в два раза дороже). Ювелирам, дизайнерам и художникам вполне может хватить съемной квартиры или комнаты в коммуналке. Дешевле обойдется помещение, которое находится в старом здании, где жить постоянно трудно. Если в сделках с квартирами и комнатами ничего специфического нет, то о нежилых помещениях стоит поговорить отдельно.
Как правило, это подвалы, чердаки, цокольные этажи, реже складские помещения. Стоят они дешевле, квадратных метров снять можно больше, но есть свои проблемы. К примеру, проходящие коммуникации. Если они пришли в негодность и их начнут чинить, надо быть готовым к посещениям мастеров, которые могут растянуться на целые полгода. Чердаки иногда протекают, а подвалы по весне подтапливаются. Так что к необходимому косметическому ремонту прибавляются ежегодные гидроизоляционные работы. Учтите и регулярные визиты представителей БТИ, пожарных и прочих инстанций.
Обращаясь в агентство, которое занимается арендой, приготовьтесь к напору, с каким риэлтор будет стремиться заключить сделку по первому же варианту, и постарайтесь во все вникнуть самому (тщательно осмотрите предлагаемое помещение, покажите вариант договора грамотному юристу). За аренду мастерской в 50 кв. м придется выложить от 1000 долл. в месяц. Обычно требуется внести предоплату за 3 месяца. Подписать надо будет сразу два договора: об оказании услуг с фирмой риэлтором и об аренде с непосредственным хозяином. Зато следующие 11 месяцев (на такой срок обычно заключаются подобные договоры — чтобы не проходить длительную процедуру государственной регистрации) спокойно творите, лишь своевременно внося оплату. Разумеется, лучше всего вложить деньги (если они имеются) в собственные метры. Однако подходящие помещения встречаются не часто. Двухэтажное пространство (60 кв. м мастерская плюс 25 кв. м жильи) обойдется в 150 тыс. долл.
Тематические статьи