Произведения искусства - акция
Картина на рынке становится акцией — еще одно мнение. Ее стоимость то повышается то понижается. На нее распространяются те же правила обращения, что и на капитал акционеров. Чем больше произведений одного художника на рынке тем ниже уровень цен на них. Коммерчески востребованные художники держат цены через подставных лиц своих агентов и галереи. Но рынок есть рынок случаются обвалы даже на имена устоявшиеся. В конце жизни у известнейшего художника Жоржа Руо при нелепом стечении обстоятельств (умерла парочка галеристов, владеющих его работами) вновь оказалось на руках большое количество собственных полотен. Об этом все узнали. Картины резко упали в цене. Чтобы поправить положение Руо сжег свои рабаты зафиксировав жест перед камерой. Кризис перепроизводства! В мире коллекционирования все как в мире бизнеса, где рынок ценных бумаг поднимается только от ожиданий людей, а акции корпораций обваливаются на основе одних лишь слухов. Большие тиражи не ценятся. На мертвого художника цены автоматически растут. Потому что количество работ точно известно, новых уже не будет. Собираясь стать коллекционером, серьезно подумайте, что вам по душе: проверенные шедевры, антиквариат, который никогда не падает в цене, или Contemporary Art?
Собирать современное искусство — все равно что играть в азартные игры: угадаешь или не угадаешь? Не угадывают не только начинающие коллекционеры, но и люди продвинутые, целые банки. Скульптуры Сезара на пике его цен купил один французский банк за 800 тысяч долларов. Произошло это до первого нефтяного кризиса, первой войны в Ираке начала 1990-х. Кризис сбил цены на современное искусство (оно страдает всешда, в отличие от антиквариата), и когда банк решил вернуть галерее Сезара за туже сумму, то получил отказ. Цена снижалась несколько раз. Но Сезар остался в банке — неликвид!
Советы покупателю. (Если вы все-таки решились!) Никогда не покупайте остромодное искусство. То, что остромодно, скоро выйдет из моды и обесценится. Покупайте редкое, а не то, что производится в большом количестве. Такие произведения имеют шанс на высокую цену в будущем. Не покупайте самое дорогое. Это вовсе не значит — самое лучшее. Традиционно на европейских художников цены выше, чем на русских, а на американских выше, чем на европейских. Что же, лучшие художники — американские художники? Нет. Просто их больше покупают сами богатые американцы. Нельзя покупать все подряд всех современных художников, более или менее «раскрученных», надеясь что со временем хотя бы 5% будет признано за настоящее искусство. Потому что даже специалисты, покупающие от лица музея, часто не знают подлинной стоимости произведений.
Тематические статьи