Трансплантология архитектора
Таким словом Олег Попов определил свой метод: современные конструкции максимально бережно вживляются в старое здание, как искусственные органы в живой организм. Этим трансплантология отличается от банального «унифицирования», то есть сохранения фасада с полной заменой начинки. Метод можно понять и шире: как стремление к выведению архитектуры из внутреннего обоснования. Попову интересна не внешняя преемственность, а органическое продолжение, не копирование декора, а развитие структуры. Этого архитектор добивался, пристраивая мансарды к шехтелевскому дому на Мясницкой (мастерская «Попов и архитекторы»).
«Доходный дом Строгановского училища — крупная форма, рационально спланированная. Мы хотели, чтобы мансарды логически продолжили девятичастную структуру здания, чтобы получился не скворечник, а большое пространство». Все удалось благодаря конструкциям из клееной древесины, изобретенным Станиславом Турковским в 70-х гг.
Не традиционное дерево, а хай-вуд. Им можно перекрывать большие пролеты, оформлять сложные угловые участки. В отличие от металлических эти конструкции красивы, их не надо закрывать, значит, сохраняется высота. Секрет красоты и легкости — в металлических стержнях, вклеенных под углом в основание балки. Это и есть ноу-хау Турковского. Конструкции напоминают птичье крыло. Эта биоиорфность нетехногенна, как модная в западной архитектуре бионика. Источники вдохновения разные; так и техника, у Попова — природа. — Л.К.
Тематические статьи